Кормление. По требованию или по расписанию?

Этот пост основан на личном опыте 1-ого и 2-ого месяцев жизни ребенка.

В современное время к грудному вскармливанию есть два подхода: кормление по расписанию (каждые три часа) и кормление по требованию ребенка. О том, как буду кормить я, я никогда не задумывалась – обстоятельства подсказали.

В первые сутки после родов Соня почти все время спала. И получилось так, что поев сразу после рождения и еще раз через два часа, она потом проспала без еды почти 24 часа. А затем мы с ней никак не могли научиться по-нормальному кормиться: я – давать, она – брать. (Кстати, от трещин и засосов отлично помогает крем Beponten). Так как за первые два дня ребенок потерял 300 грамм (что, в принципе, норма), врач решила, что ему не хватает молока. Назначили прикорм, но тут я всех убедила, что молока у меня просто залейся. Тогда мне порекомендовали давать малышке есть как можно чаще, даже будить ее через каждые полтора часа, если она спит (жидкость ее организму нужна была еще и для того, чтобы избавиться от физиологической желтушки). Вот так мы «выбрали» кормление по требованию.

У Сони довольно рано начались колики, а потом, на втором месяце, еще и дисбактериоз пришлось лечить. Так что живот болел очень часто. И, естественно, она искала защиты и успокоения – у маминой груди. Так что режим выработали довольно интересный: днем Соня ест, затем немного бодрствует, 40 минут спит (колики будят ребенка, когда сон переходит в неглубокую стадию), а потом опять ест (то, что ребенок хочет есть, а не просто капризничает, было видно по ее поведению – ко второму месяцу я уже выучила, что значит особый вид ее жестикулирования и облизывание одеяла, да и ела она с большим аппетитом). Зато ночью мы все спим (Соня перекусывает лишь раз, в течение минут 3-5). Конечно, такой режим означает, что я не могу никуда отлучиться от ребенка, но это уже другой вопрос…

Сонина бабушка даже слегка начала беспокоиться, что ребенок так часто и много ест. Поэтому я описала ситуацию нашему врачу, на что она ответила: «От целлюлита в младенческом возрасте еще никто не страдал». А затем, уже серьезно, добавила: «Пока есть грудное молоко, пусть ест, сколько хочет. Это же так полезно! Ее сейчас мучает животик, вот она и ест. А когда пойдет прикорм, ситуацию она сама же и отрегулирует».

Так за первый месяц ребенок прибавил в весе 800 грамм, а за второй – аж 1 килограмм.

Что говорят медики о кормлении по требованию?

При кормлении по требованию на всякий писк предлагается грудь. А как же насчет совета: «Не превращайте грудь в соску?» Если ребенок не голоден, то есть он не станет. Если хотел, чтобы его приласкали, — сделает пару сосательных движений и все.

Какую грудь давать?

При таком кормлении одну грудь предлагают в течение 1,5-2 часов. Это нужно, чтобы ребенок высосал и переднее (водянистое, являющееся питьем), и заднее (более жирное, трудновысасываемое, являющееся пищей). То есть в течение полутора часов ребенок может прикладываться к груди несколько раз.

Сцеживание

В прошлом сцеживание считалось необходимым после каждого кормления, так как кормление было по расписанию – каждые 3 часа. Таким образом, крайне редко стимулируемая грудь (каждая – один раз в 6-7 часов) вырабатывала мало молока (зачем больше, если оно не востребовано?). Чтобы подстегнуть выработку молока, предлагалось сцеживаться до последней капли. Тогда в мозг поступал сигнал, что молока недостаточно (в норме грудь вырабатывает в одно кормление столько, сколько высасывает малыш обычно, плюс еще немножко про запас), и усиленно начинал выделять пролактин. Одна крайность переходила в другую – у кого-то сигнал, что молоко не востребовано, был сильнее, и молоко пропадало вовсе. У кого-то пролактина выделялось сверх меры, и тогда возникал лактостаз.

При кормлении по требованию, если все в порядке, ребенок наедается, а в груди не возникает застоя, сцеживаться не нужно. Если же молока недостаточно, то сначала нужно снова и снова предлагать малышу грудь, и только когда кроха уснет, можно прибегнуть к дополнительным сцеживаниям, несколько раз в день и минут по 5. Более частые и интенсивные процедуры могут травмировать грудь.

Сцеживание – личный опыт

Пока ребенок не ел в роддоме, приходилось активно сцеживаться, сначала молозиво, а потом молоко (которое пришло на третьи сутки). Именно в роддоме я расцедилась – все стало мягким, без узлов и твердых участков. Так что я решила, что больше можно не сцеживаться. И все шло хорошо ровно неделю – правда, молоко меня просто переполняло. Хотя ребенок ел активно, я не учла, что желудок его еще совсем маленький, чтобы потребить все молоко.

И вот в один прекрасный день к вечеру у меня начала болеть голова, бросало то в жар, то в холод. Я нашла в себе силы погулять с Соней, но чувствовала я себя ужасно. Вечером померила температуру — оказалось 39,1. Причина – молока было слишком много, и оно попало в кровь. Если такая температура держится сутки, самой кормить ребенка уже нельзя – в такой «жаре» сворачивается белок молока. Но если времени прошло немного, самое лучшее – именно покормить ребенка, так как он может помочь опустошить грудь.

Соня как будто поняла, что маме плохо. Она трудилась непрерывно целых 1, 5 часа! А потом, когда малышка заснула, трудилась уже я – оставшуюся часть ночи: сначала сидя на кровати, потом под теплым душем, потом прикладывая компрессы из капустного листа + мед. В течение ночи пару раз выпила липовый отвар – потогонное и молокогонное средство. Наутро температура была около 38 градусов. По крайней мере, можно было дальше продолжать кормление (можно, если температура не выше 38,5) и обойтись без смеси. Днем снова сцеживалась и делала компрессы из кашицы на основе ржаной муки (мука+вода) и меда. К вечеру температура понизилась до 37,6. А утром следующего дня я ее уже не мерила – по ощущению знала, что все хорошо.

После этого, я сцеживала молоко после каждого кормления примерно в течение недели. А потом перестала – ребенок стал кушать часто и помногу.

Для усиления лактации:

— организовать крохе неограниченный доступ к груди (если ребенок не просит, можно предлагать грудь самим; накормить его можно, даже когда малыш спит);

— постараться высыпаться;

— пить достаточное количество жидкости (усиливает лактацию теплое топленое молоко, разведенное водой 1:1 за 15 минут до кормления).

Усиление лактации – личный опыт

Я постоянно пью чай с молоком. А еще я заметила: когда смотришь на спящего ребенка и думаешь: «А ведь скоро нужно будет его кормить», в груди вдруг возникает распирающее ощущение – значит, молоко пришло (вот так, от одной мысли)!

Усиление лактации – опыт других

Из дневника телеведущей Липы, опубликованного в журнале «Мама, это Я!» № 7, за июль 2008.

«К четырем месяцам мой сынок весит 7100 при росте 67. По-прежнему в его питании только грудное молоко. Но скажу честно – это дается мне не просто. Ребенок по-прежнему воспринимает только бутылку и поэтому приходится сцеживаться, да и молока становится все меньше. [Липа кормит ребенка каждые 3,5 часа — прим. автора блога] А тут однажды вообще пропало. Ни чай для лактации, ни препараты – ничего не помогало. Наступает время кормления, а кормить-то нечем! У меня стояла коробка «резервного» искусственного питания… но угадать вкус малыша и степень его привередливости невозможно. Опять же, а вдруг аллергия? В общем, меня охватила паника…

Правда, я старалась не нервничать, чтобы не было выброса гормонов стресса в молоко…

Но сын не захотел есть смесь. Караул! Чем кормить?! У меня молоко не приходит. Муж бросился в аптеку, но там только то питание, которое ребенок уже отверг… А в консультации по грудному вскармливанию, которые работают круглосуточно, мне твердили одно: «Мама, успокойтесь, все в порядке, вам нельзя нервничать. Молоко еще вернется!» Да, но пока оно вернется, что мне делать с кричащим от голода ребенком?!

Я поняла, что все глобальные мировые проблемы отходят на второй план, когда тебе нечем кормить своего ребенка. Эти сорок минут без молока показались мне вечностью! Наконец позвонил муж и сказал, что скупил в супермаркете все грудничковые смеси, надеясь, что хоть какая-нибудь подойдет. Я же решила попробовать «вызвать» молоко – мне пришла в голову бредовая идея про материализацию мыслей! Села, закрыла глаза и стала представлять, вплоть до ощущений покалываний в груди, что молоко появляется. О чудо! Через 5 минут молоко пришло!..»

Как это работает — производство молока

После того, как ваш ребенок родился, гормон под названием пролактин становится причиной того, что в грудях появляется молоко. Этот гормон поступает в поток крови из передней части гипофиза, который расположен рядом с мозгом. Когда гормон достигает желез, отвечающих за производство молока, он воздействует на них так, что они производят молоко. Когда ребенок сосет, нервы в соске передают гипофизу сообщение о том, чтобы производство пролактина продолжалось. Чем чаще опустошаются груди, тем больше молока они производят. Так как ваш малыш хочет молока, ваше тело его производит.

С любовью, Настя

One Response to Кормление. По требованию или по расписанию?

  1. отрадно, что вы и этот материал поддерживаете идеи ГВ, хотя опыт начала у вас, конечно, не самый позитивный. успехов вам!

Добавить комментарий

