Что нужно младенцу в первый месяц его жизни?

В первый месяц жизни для ребенка важны две вещи: питание и чувство защищенности.

Когда Соня голодна, я научилась понимать с первых дней ее жизни: плач «хочу есть!» нельзя успокоить ничем, кроме молока (и даже водичка не поможет – ребенок отлично знает: «это не то!»). Хотя, в принципе, пока где-то в середине второй недели не начались колики, по иному поводу она и не плакала. Кстати, кормление у нас поначалу было довольно интересным: пять минут сосем, десять спим, да так крепко, что ножки и ручки можно поднимать, как у театральной куклы, и деточку ничем разбудить нельзя. А через 7-10 минут, оба глаза одновременно широко открываются, и если сразу же не начать кормить – тебе вновь дадут знать: «хочу есть!» И так повторялось раза три-четыре (так что кушали мы в целом где-то час). А с конца второй недели мышцы челюсти окрепли — глаза стали закрываться реже, но теперь Соня иногда готова была сосать аж по три часа (с небольшими перерывами)!

Вскоре, понаблюдав за ребенком, у меня появилась уверенность, что отнюдь не чувство голода руководит им во вторые полтора часа. У маминой груди – это пока что единственное место, где ребенок чувствует себя по-настоящему защищенным, успокаивается и расслабляется. Но все-таки питаться в течение трех часов – это не слишком правильно с точки зрения режима кормления, да и меня физически это, честно говоря, выматывало. Так что путем проб мы стали искать другие способы, как передать Соне уверенность в том, что она находится под полной защитой.

Вот тогда-то я и начала петь баджаны. В самом голосе уже содержаться вибрации, а когда это еще и индийская классическая музыка – действует моментально! Детские стихи, впрочем, тоже оказывают успокаивающее действие (хотя под них Соня не засыпает), причем чем они ритмичнее, тем лучше. Кстати, и баджаны, и стихи – это не только успокаивающее средство, но еще и развивающее.

Но все-таки и то, и другое работает пока, только в совокупности с нахождением на маминых или папиных руках. Сейчас, к концу третьей недели, Соня уже может самостоятельно заниматься в течение 10-15 минут: она рассматривает погремушки, лежа в своей кроватке, и иногда неосознанно по ним ударяет. А потом, похоже, наступает усталость, и вот тут мамины руки как нельзя кстати – ребенок знает, что он не брошен, хныканье затихает мгновенно.

Брать или не брать ребенка на руки по его зову – это долгое время был для меня нерешенный вопрос (хотя брала я всегда, так как плач ребенка – это только для самых стойких сердец). Кто-то говорит, что так можно приучить к рукам, и потом малыш с них не слезет вообще, да и жар тела матери передается ребенку. С другой стороны, существует мнение, что до трех месяцев к рукам приучить невозможно. В этот период у малыша совсем ничего нет, кроме маминой защиты. И если ее ему не дать, то можно очень сильно ослабить центральный аспект Анахаты чакры (качество которого – бесстрашие, уверенность). В общем, я поддерживаю второе мнение.

Если новорожденный так успокаивается, совершая сосательное движение, то почему бы не дать ему пустышку? Это тоже был для меня спорный момент. Еще до рождения Сони я для себя решила: никаких пустышек – зубы могут начать расти неправильно, да и отучать потом от пустышки тяжело будет. Как говорится, «никогда не говори ‘никогда’». На 22 втором дне жизни дочки я не выдержала, видя насколько важно деточке просто сосать, чтобы осознавать себя в безопасности. Еще на курсах для будущих мам педиатр нас предупредила: «Грудь в соску не превращайте!» Так что пустышка казалась единственной альтернативой. Когда малышка так расплакалась на улице (опять-таки из-за боли в животике), что даже у меня на руках не смогла успокоиться, я впервые дала ей пустышку. Сработало. Но все мои опасения того, что ребенок теперь постоянно будет требовать соску, оказались совершенно напрасными. Соня уже на следующий раз, когда я попыталась воткнуть ей в рот пустышку, демонстративно ее проигнорировала, предпочтя свои пальчики и даже целый кулачок (ну и что, что в рукавичке-царапке) какой-то там резине. На худой конец в этой же роли иногда выступает пододеяльник или воротник шубки – ребенок успокаивается.

Так что сегодня пустышку мы даже не стали брать. А когда колики были настолько сильными, что Соня просыпалась и больше не могла заснуть, опять помогали мои руки: две-три минуты укачивания, и дочка засыпала крепким сном.

На всякий случай моя мама рассказала мне, как в свое время от пустышки отучали меня (мне был годик). Она подошла со мной к окну и сделала вид, что выкинула пустышку в окно. Я попросила дать мне пустышку, но в то время за окном как раз пролетали птицы, и мама со всей уверенностью в голосе сказала мне, что пустышку унесли птички. Больше я соску не просила.

Еще одно наблюдение: Соня пока не умеет засыпать в своей кроватке. Можно сначала ее укачать (или хорошенько накормить), а потом потихоньку ее туда переложить. Зато она прекрасно засыпает у меня на животе (чувствуя его тепло и привычный стук моего сердца) и в коляске (иногда еще дома, в тот момент, когда ее туда кладут). Коляска, особенно если ручки ребенка прижаты одеялом, напоминает то пространство, где малыши проводят первые 9 месяцев своего развития. Но дома класть ребенка в коляску, вместо кроватки, я считаю не совсем правильным: во-первых, из соображений гигиены (улица – есть улица), а во-вторых, у деточки тогда не будет понимания, что кроватка – это для дома, а коляска – чтобы гулять.

С любовью, Настя

2 Responses to Что нужно младенцу в первый месяц его жизни?

  1. […] Свои наблюдения я оформила в целый рассказ: Что нужно младенцу в 1-ый месяц его жизни? […]

  2. мы были на смешанном вскармливании и от коликов спасались с помощью противоколиковых бутылочек Доктор Браунс (кормились сцеженным молочком). Дотянули практически до 2-х лет, причём грудь не бросили, что не могло не радовать — эти бутылочки позволяют чередовать кормление из груди (когда это удобно — например, ночью) с кормлением из бутылочки.

Добавить комментарий

