Симон Соловейчик. О детях

Тема отцовства вызвала большой интерес. Посему хочется продолжить разговор цитатами из нежно любимого мною Симона Соловейчика — отца, учителя, писателя и журналиста.

С. Соловейчик. Из книги «Педагогика для всех»

Расти цельным, подлинным, искренним человеком — значит расти без страха перед людьми, их укорами и насмешками, не бояться выглядеть глупым, смешным, отстающим.

Как говорит латышский писатель Имант Зиедонис, такой ребенок — словно третий сын в сказках; ничего ему не надо, выгоды не ищет, ни на что не претендует. Но как в сказках Иванушка-дурачок всех побеждает и женится на царской дочке, так и в обычной жизни мальчик, долгое время отстававший, казавшийся неуклюжим, неотесанным, — именно он и становится замечательным человеком, если его растили в правде, и все его любят, и все удивляются: «Поди ж ты! Кто бы мог подумать!» Я не раз был свидетелем историй о гадком утенке.

А ведь условия соревнования не равны: других детей учат казаться, выставляться, умело подавать свои достоинства, даже мнимые. Наш бесхитростный ребенок будет хуже всех. Выдержим ли?

И учителя будут укорять нас, и соседи, и знакомые — что, мол, он у вас такой… Непохожий какой-то, не как все дети.

Я ждал с мальчиком электричку на пустынной платформе; он шалил, бегал, смеялся, 
махал руками, изображая птицу, дурачился. Какой-то пьяный, опустившийся человек 
привязался ко мне: почему я плохо воспитываю его? Видеть вольного мальчика ему было 
невыносимо, он бранил меня и ругал с озлоблением. А сколько упреков приходится 
вынести от школы, от знакомых: "Ленивые, нерадивые родители... Портят детей! Вот из 
таких-то..." 
 А потом дети вырастали, и все говорили: как вам удалось воспитать их такими? И даже 
про маленького невыносимого нашего Матвея воспитательница в детском саду говорит: 
"Как вам удалось воспитать такого мальчика? Ни на кого не похож! Конечно, с ним 
трудно, но ведь как его любишь! Я укладываю детей спать, а с ним сижу чай пью... С ним 
так интересно!" 
 Чтобы ребенок вырос естественно добрым и честным человеком, чтобы он не старался 
казаться лучше, чем он есть, приходится исключить принуждение из арсенала 
воспитательных средств. Принуждая, мы заставляем ребенка делать нечто такое, что не 
отвечает его сущности, - иначе его и не пришлось бы принуждать. 
 Однако хорошо растить без принуждения детей, которые и сами по себе отличники в 
учебе, и пример в поведении. А если двойки да прогулы? И отлетают от нас благие 
намерения, кончается терпение, нам мерещится ужасное будущее детей, и превращаемся 
мы в подобие Кабанихи из той же "Грозы", которая поедом детей ела, проходу им не 
давала, с утра до вечера нотации читала - не ленилась! Воспитывала! Смотрела за детьми! 
И вырастает слабое подобие Варвары, у которой все шито да крыто, с той лишь разницей, 
что, поскольку не каждый из нас обладает могучим характером Кабанихи, то дети не 
умеют ни быть, ни даже казаться - они просто-напросто невоспитанны. 
 Мы боимся, что наших детей обманут и обидят, мы учим "давать сдачу", родители чуть 
ли не младенцами записывают детей в секции самбо. Но на сильного всегда найдется и 
посильнее, на храброго в драках - и похрабрее, на самбиста - каратист. 
 Никто в этом мире не защищен, кроме правдивого человека, который есть то, что он 
есть. У него лучшая защита - уважение людей. 
 Лишь то воспитание прочно, которое приучает ребенка к правде, приучает быть самим 
собой. Быть, а не казаться. 
   
 37 
   
 Две трудные проблемы у воспитателя: 
 первая: как вырастить доброго и честного, правдивого человека; 
 вторая: когда вырастишь доброго и правдивого человека, то как ему жить? 
 Все революции, вся борьба, все страдания людские ради одного - чтобы талантливым, 
честным и добрым людям жилось лучше, чем бесталанным, бессовестным и 
бессердечным. 
 Но социальная справедливость - вопрос политики, а не педагогики. Педагоги жизнь не 
переделывают, не воспитание решает судьбы мира. Только очень наивные люди думают, 
будто мир изменится от фраз, начинающихся со слова "пусть": "Пусть каждый на своем 
месте хорошо работает, и все будет хорошо", "Пусть каждый займется собой, постарается 
быть добрее, и все будут добрые", "Пусть каждая мать воспитает хорошего человека, и мир 
превратится в рай". Пусть-то пусть, да не получается. Нужно очень много условий, для 
того чтобы наше "пусть" приобрело хоть какую-нибудь силу, а без этого оно скрывает 
обман. Вместо серьезного исследования обстоятельств жизни, вместо серьезной и 
тяжелой борьбы - легкокрылое "пусть". 
 Но как же все-таки быть? 
 Предположим, думает иной читатель, я постараюсь и дам своим детям счастливое 
детство; предположим, они вырастут честными и добрыми людьми. Но каково им будет 
жить с их честностью и добротой? И что будет с моими детьми, когда они, выйдя из 
счастливого детства и мечтательной юности, встретятся с суровой действительностью? 
Разочарование, крушение идеалов, растерянность, отчаяние - вот что их ждет... 
 Рассуждения такого рода, с виду безукоризненно логичные, подозрительны своим 
удобством. Это очень удобные рассуждения! А в нравственной жизни все, что удобно, то 
скорее всего ложно. 
 Каждый из нас хоть иногда слышит голос совести. Но жить по совести трудно, а иной 
раз совесть толкает буквально к гибели. А жить-то хочется. 
 Поэтому каждому человеку для выживания вместе с совестью дана еще и антисовесть - 
тот внутренний голос, который утишает голос совести, опровергает его или просто 
заставляет замолчать. 
 Совесть, увидим мы дальше, есть решительно у всех; нет человека без совести, как нет 
человека без сердца. Но есть люди с такой сильной антисовестью, что совести в них и 
вовсе не заметишь. Заглушена. 
 Воспитывать честных и добрых детей некоторым очень легко, не нужно почти никаких 
усилий; а некоторым - неимоверно трудно. Но совесть мучит. И тогда усиливается голос 
антисовести: "И не надо честности, пропадешь с ней". 
 Голос антисовести обычно подкрепляется услужливым здравым смыслом. Например, 
говорят же - тяжело в учении, легко в бою. Вот и будем с детства готовить ребят к тяготам 
жизни. Пусть с ранних лет узнают они суровую правду жизни. 
 Для физической закалки и приучения к дисциплине солдатам необходимо тяжелое 
учение. Но духовные законы не те, что законы физического развития. Для закаливания 
тела нужно спартанское воспитание, а для закалки духа нужны идеалы, представление о 
счастье, здоровая нравственность. 
 Крепкий духом человек не ждет от жизни легкой удачи. Не знавший особых трудностей 
в детстве, он тем не менее лучше подготовлен к встрече с жизнью. Он здоровее! Он не 
предается унынию, не впадает в отчаяние, он не меняет взглядов под влиянием первого 
встречного, не теряет веру в жизнь после первой же беды. Он видит в людях не одно лишь 
дурное, но и доброе. Он способен улыбнуться, наконец! Он знает счастье и верит в него. 
 Я бы поостерегся так писать, если бы перед моими глазами не было примера 
знаменитой "Фрунзенской коммуны" - объединения ленинградских старшеклассников, 
существовавшего в шестидесятые годы. Эти ребята (их было человек двести) росли в 
полной доброжелательности и справедливости, в тепличной, можно сказать, атмосфере 
любви и творчества, среди прекраснейших воспитателей, каких, может, и на свете больше 
нет, и все вокруг кричали: "Что вы делаете! Что из них вырастет! Что с ними будет, когда 
они кончат школу и вступят в жизнь! Их ждет трагедия!" 
 Многозначительно вздыхали, укоризненно качали головами, криком кричали... Тем 
временем фрунзенцы выросли, и вот уже им по тридцать пять, по сорок, вот уже все с 
профессиями, семьями, своими детьми... И что же? Разные судьбы: кто получше живет, 
кто похуже. Все они знают и счастье, и несчастье; с ними все, как и с другими людьми; но 
у большинства из них есть стержень. Для них детство и юность - дом родной. Никто из 
них не способен подумать, будто всюду обман, все воры, и многие из бывших фрунзенцев 
добились очень больших успехов в жизни. Все они оказались стойкими в жизненной 
борьбе. 
 Я это видел, я следил за их развитием с тринадцати - пятнадцати лет и потому без страха 
ошибки утверждаю: дети, которых растили в добре, честности, справедливости, 
творчестве, любви, детство которых было счастливым, - эти дети вырастают сильными 
духом. 
 Я специально расспрашивал многих людей, у которых было счастливейшее детство и 
суровая, иногда страшная жизнь. Они все говорят, что только душевные и духовные силы, 
полученные в детстве, помогли им все выдержать и выстоять. 
 Ошибка взгляда на детей как на солдат, которым тяжело в учении, но легко в бою, 
состоит в том, что под словом "воспитание" принимается одно лишь приучение. К чему 
приучили - то и будет. Воспитание смешивают с дрессировкой. Между тем приучение в 
воспитании, особенно сегодняшнем, играет сравнительно небольшую роль. 
 Человечность, сильный дух - вот что может и что должно дать воспитание. Остальное 
зависит от природных способностей человека и его судьбы. Если же нам кажется, что 
честному и доброму жить плохо, что надо с детства приучать ребенка к трудностям 
жизни, то давайте не кормить детей и ничем не радовать, в чем дело? 
 Многие из нас, да что там - все! - желают своим детям хорошо устроиться в жизни. Это 
можно понять. Говорят: мы жили трудно, пусть им будет полегче. Другие, напротив, 
говорят: я жил трудно, мне никто ничего не давал, почему я должен давать им, детям? 
Даже и это можно понять. 
 Но поймем тогда, что педагогика не является наукой о хорошем устройстве в жизни. 
Педагогика - наука об искусстве воспитания здоровых, самостоятельных, честных, добрых, 
счастливых людей, и не больше. Про устройство в жизни педагогика ничего не знает, для 
этого надо искать какую-то другую науку и, соответственно, другую книжку. 
   
Реклама

3 Responses to Симон Соловейчик. О детях

  1. […] Симон Соловейчик. Педагогика для всех Продолжение разговора о воспитании и любви к детям […]

  2. Тамара Ивановна:

    Симон Соловейчик — мой любимый писатель, книга которого «Педагогика для всех», помогала (и помогает) мудрым советом в трудные минуты жизни.
    Очень хочу приобрести его произведение «Последняя книга». Где можно её купить?

  3. Тамара Ивановна, думаем, стоит заглянуть в интернет-магазин, например http://www.ozon.ru . Там очень хорошая коллекция всей литературы.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: