Как одеть ребенка без плача, или Одевание как элемент воспитания личности

Отрывок из книги Уильяма и Марты Сирс «Воспитание ребенка от рождения до 10 лет«:

«…Вы будете тратить много времени на одевание маленького ребенка. Процедура значительно облегчится, если вам не нужно будет сражаться с ребенком на каждом этапе. Вот советы, которые помогут вам преуспеть в этом занятии, к вашей радости и к радости ребенка.

Продумайте гардероб ребенка. Прежде чем покупать одежду для ребенка, оденьте его мысленно. Выберите одежду, которую легко надевать, одежду, по крайней мере, на размер больше, с минимумом пуговиц и кнопок. Горловина у свитеров, маек и т.д. должна быть широкой, хорошо тянущейся — такой, чтобы не застревала на нежных ушках ребенка. Учтите, что вам придется «ловить» одеждой «движущуюся цель», — это что-то наподобие ловли бабочек сачком, — поэтому желательно выбирать то, что легко надеть и снять.

Пусть у ребенка закрепятся приятные воспоминания об одевании. Поведение ребенка при смене пеленок и памперсов предопределяет характер его поведения при одевании. Большинство детей, которым нравится процесс одевания, могут участвовать в нем в годовалом возрасте, способны сами частично одеться в два с половиной и полностью одеваются самостоятельно в четыре года.

Одевая — обучайте. Для того чтобы добиться от ребенка взаимодействия при одевании, прежде всего установите с ним контакт на уровне глаз: одевайте ребенка на кровати, на сменном столике или, что надежнее всего, стоя на коленях на полу. Смотрите на малыша, разговаривайте с ним и напевайте. Можно затеять игру-одевание: «Мы обули правую ножку. Мы обули левую ножку. А теперь покачали-поболтали ножками«.

Игра в нахождение частей тела — давно проверенный способ занять мешающие вам ручонки: «А где мамин нос? Ну-ка покажи!» Развлекайте ребенка, призвав на помощь все свое актерское мастерство, и в молниеносном темпе одевайте его. Порой прием отвлечения внимания дает хорошие результаты: держите в спецрезерве игрушки для двухлетнего ребенка. Маленького ребенка поставьте у окна — пусть он рассматривает вид и людей за окном в то время, как вы одеваете его.

Напевайте песенку про то, что за чем надо надевать. «Сначала наденем наши трусики с майкой, трусики с майкой, трусики с майкой...» Поясняйте свои действия: «Где твоя маечка?» «Потом мы наденем носочки...» Называйте предметы одежды и показывайте, как их надо надевать. Если ваш трехлетний ребенок противится одеванию, воспользуйтесь отличительной особенностью этой возрастной ступени — тягой ребенка к фантазии. Выберите для инсценировки героев, симпатичных и вам, и ребенку. Вот как одна мать артистично побуждает одеваться трехлетнего мальчугана: «Мы будем Питером Пэном. Будем говорить, как Питер Пэн. И будем говорить о том, как Питер Пэн одевается, потому что он отправляется на поиски веселых приключений и ему надо прежде надеть штанишки«.

Когда ходунок понимает, что вы хотите одеть его, у него появляется случай устроить вам игру — игру в догонялки. Если вы располагаете временем, откликнитесь на затею ребенка; пусть эта беготня сопровождается непрерывным смехом и щекоткой, которой вы отплатите пойманному ребенку за его сопротивление. Если же времени у вас нет или нет настроения, предложите ребенку взамен другую игру — «ку-ку». Спрячьте лицо за детской майкой и подглядывайте в горловину за ним. Он подойдет и захочет взглянуть на ваше прячущееся лицо. С торжествующим «ку-ку!» накидывайте майку ему на голову и быстро натягивайте. Затем предложите ребенку сыграть «в прятки» с его ручками и ножками. Двухлетний ребенок наверняка сам потребует: «Я хочу играть «ку-ку».

Покажите пример в одевании. Разложите одежду ребенка рядом со своей и надевайте ее вместе, предмет за предметом. Это подстегнет вяло одевающегося ребенка. Объявите «соревнование» — кто первым быстрее полностью оденется. Вскоре ваш неумейка будет ловко справляться с одеждой. Приучающемуся самостоятельно одеваться ребенку (возраст — три-четыре года) на первых порах требуется ваша помощь. «Ты наденешь рубашку, а я ее застегну».

Согласитесь на несочетаемую одежду. Помните, ребенок между двумя и пятью годами закрепляет определенные мыслеформы в мозгу, и он не примет замены. Маленькому ребенку не свойственно широко мыслить. Он не упрямится — просто он формируется в личность, формирует свое сильное «я».

Ребенок хочет надеть оранжевую рубашку и фиолетовые штанишки? Позвольте ему это, даже если такое сочетание не в вашем вкусе. Или разложите перед ребенком три комбинации одежды, и пусть он выбирает. Это неважность — не стоит препираться. По словам одной матери, «ребенок, одевающийся самостоятельно, может ходить, в чем захочет». Разумеется, мать проследит за тем, чтобы в распоряжении ее сына была одежда по сезону.

Да, бывают ситуации, когда родителям лучше знать… Вот история о том, как одной мудрой матери удалось добиться от сына, чтобы он оделся соответствующим образом. При этом она проявила уважение к его воле и не подорвала свой авторитет.

Наш трехлетний сын обнаружил, что у него есть свое «хочу» и свое мнение. Мое стремление — укрепить его способность принимать решения. Когда наш ребенок проявляет свою волю и делает выбор, отличающийся от нашего, мы с мужем не видим в этом угрозу нашим авторитетам. Просто ему хочется чего-то другого, не того, что хочется нам. Наше дело — убеждать его. Например, как-то муж велел ребенку одеться. Остину захотелось надеть новенький толстый свитер, который он получил в подарок на Рождество. На улице было около 27°С, мы шли с ребенком в залитый солнцем парк. Муж. объяснил мальчику, что ему будет жарко, но Остин настаивал на том, что наденет свитер. После этапа убеждений муж сказал: «У меня есть идея. Давай возьмем свитер с собой, и если будет холодно, ты наденешь его». Остину идея очень понравилась. Его желание приняли во внимание, и ребенок взял свитер с собой. Мы положили его на скамейке — на случай резкого похолодания. В подобной ситуации муж мог бы просто сказать: «Нет, ты не наденешь свитер. Я тут решаю и знаю, что лучше для тебя. Ты не наденешь свитер в такой жаркий день». Вместо этого мы примирились с выбором Остина и пришли к соглашению, которое устроило обе стороны.

Предоставляйте ребенку право выбора в магазине. К четырем годам дети уже обычно обращают внимание на то, как они одеты. Берите детей с собой в магазин и предоставляйте им возможность выбора, когда покупаете одежду для них; например, сколько купить маек — две или пять, сколько брюк — одни или трое и т.д.»

Оригинал вниги Сирсов на английском называется «Everything You Need to Know to Have a Better-Behaved Child — From Birth to Age Ten«

В следующий раз читайте:

Следующим постом мы откроем Специальный выпуск (из 5 постов) для тех, кто еще только собирается стать мамами и папами. Впрочем, тем, у кого в семье уже есть малыш, наверное, тоже будет интересно сравнить свой опыт использования вещей для ребенка с нашим.

Реклама

One Response to Как одеть ребенка без плача, или Одевание как элемент воспитания личности

  1. Ал:

    Интересные заметки. Полезная информация даже для прирожденного актера-родителя:)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: