Преимущества и трудности домашнего обучения

Выдержки из статьи «Мой опыт семейного обучения» Алексея Карпова (написана в 2006 году).

«Я 14 лет учу своих четверых детей дома сам. Процесс идет успешно.

…Для нас важнейшими преимуществами семейного обучения стали:

— Возможность существенно снизить учебные нагрузки на ребенка и, соответственно, освободить ему время и силы для занятий спортом, музыкой, рисованием, чтением, для прогулок и посещения театров, для интересного общения и многого другого;

— Возможность сосредоточить усилия на усвоении базовых, системноважных знаний и не тратить время и силы на вещи неважные, второстепенные, чисто эклектические или случайные;

— Облегчение нагрузок, связанных со школьным обучением, для семьи в целом (по времени, по силам, по финансам, по эмоциям…);

— Возможность индивидуального подхода;

— Возможность решить проблему психологической комфортности обучения для ребенка, учесть его интересы, настроение, самочувствие, другие занятия;

— Уменьшение отрицательного влияния среды сверстников (имеются в виду негативные культурные проявления, стереотипы массовой культуры, уход от традиционных духовных ценностей – то, что во многом характерно для современной детской и подростковой среды)…

Наши дети асоциальными не выросли. Они хорошо вписываются в коллективы (секции, туризм, школа, другие групповые мероприятия) и нормально строят отношения с людьми…

Мои основные принципы: облегчать детям учебу и создавать условия для свободного, творческого развития. В первую очередь меня заботит то, чтобы они выросли людьми духовными, ответственными, интеллектуально развитыми, внутренне свободными, добрыми, разносторонними, умели бы учиться, умели бы принимать самостоятельные решения и отвечать за них, были бы здоровыми, физически развитыми, психологически устойчивыми. В то же время, я учу их учитывать стандарты и формальные подходы, во многом принятые в обществе, с тем, чтобы «вписываться» в них, не входя в конфронтацию. Для меня знания, конечно, важнее оценок. Но умение предъявить свои знания в той форме, которая сейчас является государственным нормативом, тоже важно, это часть умения социально адаптироваться…

С самого начала моя линия была такова: научить детей учиться самостоятельно. С первых классов я объяснение материала перемежаю с предложениями прочитать какую-то информацию по учебнику. В более старших классах дети многие предметы изучают, просто читая учебники, а я лишь помогаю им понять главное, обобщаю с ними материал перед экзаменом, выявляю слабо понятные или случайно пропущенные важные моменты. В области точных наук делаю акценты на решение задач – в основном из учебника. В старших классах я уже только отвечаю на вопросы, если они возникают, а учатся они абсолютно сами, без какого-либо организующего воздействия…

Дисциплина у нас «мягкая». Я не пытаюсь четко регламентировать процесс учебы, всегда уважаю занятия детей другими делами, которые они считают важными (игры, творчество, прогулки с друзьями, интересные мероприятия). Но в какие-то моменты предлагаю «собраться» и работать сосредоточенно – пусть 2-3 урока в день, но с хорошей концентрацией, интенсивно, с правильным отношением. Иногда стараюсь мягко уговорить, иногда требую достаточно жестко – по ситуации.
В процессе занятий я заметил, что те качества и навыки, которые традиционно формируются на уроках чтения, литературы и русского языка, могут успешно формироваться иными путями – за счет чтения большого количества хороших и интересных для детей книг и за счет собственного литературного творчества детей (стихи, сказки, песни). Поэтому я соответственно перераспределяю усилия по этим предметам: уменьшаю количество специальных уроков и создаю условия для чтения и творчества. Например, я на неделю освободил дочку от учебы, когда она «взялась» за «Мастера и Маргариту» (старший сын читал эту книгу по программе) – чтобы она могла «погрузиться» в чтение. Одно время я вместо традиционных упражнений давал детям переписывать любые (на их выбор) куски из их любимых книг («Властелин колец», Виталий Бианки, мои «Солнечные сказки»). В нашем случае такой подход оказался очень эффективным.

Когда меня спрашивают о главных проблемах, возникающих при семейном обучении, то я думаю о финансах. Реально очень трудно уделять много времени, внимания, душевных и физических сил воспитанию и обучению своих детей и одновременно зарабатывать достаточно денег…

С другой стороны, ко мне обращались за советом и помощью несколько семей, где были очень хорошие финансовые условия и другая пропорция взрослых (двое или трое на одного ребенка), но процесс семейного обучения нормально организовать не удалось. Поэтому все же главное, как мне кажется, заключается в общем состоянии семьи и способности ее взрослых членов к педагогической деятельности (не только узко по предметам, но и в широком, системном смысле).

Насколько я могу судить, очень важно, чтобы обучающий своего ребенка родитель сам интересовался той темой, которую преподает. Если он просто «вещает с высокой башни» или «выполняет свой родительский долг, стиснув зубы от отвращения к предмету», то эффективность такого процесса не высока…

С другой стороны, очень важно, чтобы у родителя и ребенка был хороший психологический контакт. Где этого нет, там не помогает ни дисциплинарные меры, ни высокий уровень квалификации взрослого в том или ином предмете. Для умение понять ребенка – одна из важнейших основ всей моей педагогической деятельности.

Главный вывод, который я могу сформулировать для себя, подытоживая 12 лет работы по семейному обучению своих детей, очень прост: дело это хорошее, удобное и естественное. Фактически, идет речь о возрождении на новом витке традиции дворянского образования. Причем в качестве педагога, организующего семейное обучение, может выступать не только родитель, но и приглашенный специалист…

Я не вижу никакого противоречии между обычным школьным и семейным обучением. Думаю, что развитие системы семейного обучения и системы индивидуальной работы с детьми в школе – это две формы одного процесса…»

Всю статью, а также другие материалы по развитию и образованию детей можно найти на сайте Алексея Карпова «Папа Карп«.

В следующий раз читайте: введение первого прикорма — опыт мамы.

One Response to Преимущества и трудности домашнего обучения

  1. lelia:

    Так как подходящей темы про своеобразное воспитание с помощью фильмов и мультфильмов здесь не нашла, хочу выставить одну ссылку http://www.youtube.com/watch?v=_sKhCw4fATo .Нашему сыну почти 2 года и сейчас он очень любит смотреть ЭТО! «Miniscule» — это короткометражные фильмы-мультфильмы про повседневные «хлопоты» и «приключения» жучков, улиток, божьих коровок и других маленьких жителей природы, которых все малыши просто обожают!
    Кстати, у кого есть возможность качать в exТоррентс (http://rutracker.org/forum/index.php), там можно скачать весь сериал в хорошем качестве!!!

Добавить комментарий

